Английская гражданская война

Шла между роялистами и парламентариями. В результате победы войск парламента Англия перешла от абсолютной к республиканской монархии.

Первый крестовый поход

Поход был совершен европейским воинством в 1096-1099 годах с целью помощи христианам Анатолии от наступления сарацин.

Великая Отечественная война

Противостояние между нацистской Германией и Советским Союзом, решающая битва Второй Мировой войны.

Гражданская война в Америке

Эта война шла в 1861 - 1865 годах между штатами Юга, вышедшими из Союза, и штатами Севера, сохранившими верность Союзу.

Кавказская война

Военные действия 1817-1864 годов, связанные с присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Террейн

это мини-декорации для стола - окопы, изгороди, дома, и другие элементы местности, которые могут встретиться на настоящем поле боя.

Оловянный солдатик - история, мастера и коллекции.

В России изготовление военно-исторической миниатюры и коллекционирование пользуется все большей популярностью среди моделистов, униформологов, любителей военной истории в целом. Миниатюра находит поклонников среди людей любого возраста и любых профессий. Однако, мало кто представляет себе, как же в действительности выглядел “стойкий оловянный солдатик” из сказки Г.Х.Андерсена, а уж тем более, какова история этих удивительных фигурок.
Древнейшие фигурки солдат (около 2000 года до н.э.) были найдены в Египте, в том числе сына фараона Эмсаха. Они изображают легковооруженного воина нумидийской пехоты и солдата-египтянина в тяжёлых доспехах.
В средние века для обучения юношей изготовлялись фигуры рыцарей, где точно воспроизводились особенности вооружения. Коллекционирование таких фигурок начинается с XIV века. Большинство европейских монархов отдавали предпочтение этому увлечению.
Ещё в 1516 году мастер Ганс Бургмайер изготовил для императора Максимилиана I фигурки пеших рыцарей, участвовавших в турнире.
С XVII века начинается выпуск фигурок двух типов: солдатик-игрушка и солдатик-наглядное пособие для обучения будущих королей и принцев. К этому времени относятся знаменитые королевские коллекции: собрания принца Оранского, состоявшие из серебряных фигурок; коллекция из 300 солдатиков, подаренная Марией Медичи своему сыну, будущему Людовику XIII. Коллекция Людовика XIV состояла 20 эскадронов и 10 батальонов. Эту “армию” в 1650 году изготовили скульптор Шассель и золотых дел мастер Мален.
Интересна история коллекции, которую Наполеон заказал для своего сына. Она состояла из 120 фигур имитирующих корсиканских добровольцев, прославившихся в 1800 году в битве при Маренго. Королева Гортензия хранила их до 1821 года. Затем они были перекрашены в соответствии с расцветкой формы солдат австрийской армии, и собрание попало в Вену, откуда в 1832 году было вновь возвращено во Францию.
С 30-х годов XVIII в. – развиваются два направления в изготовлении солдатиков. Первое – это объёмные фигурки из благородных металлов. Второе – массовые объёмные солдатики из олова; их со второй половины XVIII века начал изготавливать парижский мастер Люкот.
Его недорогие фигурки состояли из нескольких деталей, благодаря чему им легко было менять позы. В начале XIX века в Париже группа изготовителей объёмных солдатиков – Куперли, Блондель и Жабро объединились в фирму “CBJ”, существующую и поныне, и занялись экспортом своей продукции во все страны Европы.
В Германии наибольший расцвет выпуска металлических солдатиков приходится на конец наполеоновских войн, когда всю Европу охватила волна патриотизма. В середине XIX века фабрики по выпуску оловянных фигурок появляются в Берлине и Лейпциге, впоследствии ставшим центром немецких объёмных фигурок. В 1819 году берлинский гравёр Густав Зальке открывает фабрику и изготавливает для короля фигурки солдат всех родов войск прусской армии.
Здесь важно отметить, что с конца XVII столетия фигурки приобретают художественно-историческую точность. Их одевают в подлинные мундиры, появляются портреты королей и знаменитых полководцев, создаются целые батальные и жанровые сцены. В то время особенно славились своим искусством немецкие и итальянские мастера.
В 1839 году в Нюрнберге начинает работать Эрнст Хайнрихссен – основатель одной из самых известных фирм, производящих солдатиков. Он первым поднял художественное  исполнение фигурок на высокий профессиональный уровень. Ему принадлежит инициатива в достижении договоренности между производителями о единых размерах фигурок: Пеший солдат – 32 мм; Конный – 44 мм., не считая головных уборов. Этот вид фигурок с тех пор стал называться “нюрнбергский”. Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Г.Х.Андерсена.

Русская историческая фигурка берёт свои истоки из давних традиций крестьянской резьбы по дереву, а также изделий из папье-маше, которые имели широкое распространение. До революции выпускались и коммерческие оловянные солдатики, ярко передающие колорит российских войск разных эпох.
Увлечению фигурками и игре с ними отдали дань многие известные исторические деятели. Российский император Пётр I также был неравнодушен к этому увлечению: в его распоряжении находилась большая коллекция миниатюрной артиллерии с оловянными артиллеристами. Хорошо известна коллекция солдатиков российского императора Петра III. В ней были не только простые фигурки из дерева, воска, свинца, но даже из ваты, закреплённой сахарной пудрой. Кроме этого в его коллекцию входили механические фигурки саксонской работы. Современники писали, что император имел специальный кабинет, на полках которого стояло множество солдатиков. А на столе – игрушечная фортеция, где он разыгрывал сражения и вахт-парады.
Большими поклонниками солдатиков были великие князья Николай Павлович (будущий император Николай I) и его брат Михаил. В 1854 году император Николай I заказал Вильгельму Хайнрихссену – сыну основателя известной нюрнбергской фирмы – изготовление фигур солдат российской императорской гвардии. Серия фигур высотой 60 мм. Включала изображения гвардейских кирасир, гусар, конногренадер, драгун, казаков, конной артиллерии и гвардейской пехоты. Для каждого конного полка делалось по 6 фигур: полковой командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер и рядовой. Исключением были гвардейские кирасиры – добавлялись ещё литаврщик и рядовой первой шеренги (с пикой вместо палаша). Гвардейская пехота состояла из конного пол-кового командира, офицера, двух музыкантов и рядового. Некоторые солдатики, например конная артиллерия и драгуны, в целях экономии повторялись и отличались лишь росписью. Весь заказ оценивался в 15 000 гульденов. Сам Николай I не успел увидеть своих солдатиков: фирме потребовалось на их изготовление три года, и в Россию они прибыли уже при Александре II. Дальнейшая судьба царской оловянной армии, к сожалению, не известна.
Не остались равнодушными к “маленьким человечкам” и известные деятели литературы и искусства. Свои коллекции имели Герберт Уэллс, Артур Конан Дойль, Александр Бенуа, Андрей Белый.
Последний российский император Николай II также имел коллекцию игрушечных солдатиков, часть из которых была выполнена на высочайшем уровне на ювелирной фабрике К.Фаберже.
Возрождение оловянной фигурки в СССР связано с именем Л.А.Майдановича, М.В.Люшковского,  А.И.Любимова и П.Ф.Космолинского. Для М.В.Люшковского и А.И.Любимова солдатик был не просто игрушкой, а прежде всего средством реконструкции исторических событий. Выступая с докладами по русской и мировой военной истории, они использовали для воссоздания  хода сражений  фигурки из своих коллекций. Интересен такой факт: перед Съемками “Войны и мира” М.В. Люшковский разыграл перед съемочной группой из своих фигурок сражение при Шенграбене и Аустерлице.
Процесс изготовления оловянной миниатюры требует от автора не только виртуозной техники, но и основательных исторических знаний. Разработки новых фигур зачастую делаются на основе известных произведений искусства. Авторы, воплощая в основной миниатюре наполеоновскую тематику, нередко обращаются к полотнам А.Гро, Ж.А.Давида.
В средневековой тематике можно найти воплощение в основе сюжетов офортов А.Дюрера. Готовя серию фигур “сражение при Грюнвальде” известный немецкий гравёр Людвиг Франк, не имеет материалов о русских воинов XV века, использовал литографии из первого тома известного труда А.Висковатого “Историческое описание одежды и вооружения российских войск”.

Сегодня в мире действуют десятки клубов и объединений любителей оловянной миниатюры: “КЛИО” - в Германии, ассоциация “1683” - в Австрии, “Фигурка Гельвеции” – в Швейцарии.
В Санкт-Петербурге – “Клуб любителей оловянной миниатюры”. Крупные коллекции оловянных солдатиков сосредоточены в Петербургских музеях – Эрмитаже, Музее А.В.Суворова. В них представлены ценнейшие фигурки второй половины XIX – нач. XX века, работы ведущих европейских гравёров, таких как Людвиг Франн, Сикстус Майер, Алоиз Охель, Иоханнес Фрадендорф, а также оловянные миниатюры, исполненные современными отечественными мастерами – петербуржцами – Л.А.Майдановичем, А.М.Мителёвым, В.Н.Нуждиным, москвичами – А.Е.Блескиным, В.А.Даниловым, екатеринбуржцем – Ю.В. Пятковым. Здесь можно назвать известные собрания, где представлена оловянная миниатюра. В Германии г.Кульмбах – собрание музея насчитывает сотни тысяч фигурок, в г.Нюрнберге – оловянные солдатики в собрании музея игрушек.
Оловянная миниатюра представлена в коллекции многих европейских музеев.

Оловянный солдатик прошёл большой исторический путь. История подтверждает, что оловянная фигурка была не только как игрушка, но прежде всего как произведение искусства, средство изучения мира, предмет собирательства. История коллекционного солдатика не закончена. Всё только начинается!