Гражданская война в Америке

Эта война шла в 1861 - 1865 годах между штатами Юга, вышедшими из Союза, и штатами Севера, сохранившими верность Союзу.

Кавказская война

Военные действия 1817-1864 годов, связанные с присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Первый крестовый поход

Поход был совершен европейским воинством в 1096-1099 годах с целью помощи христианам Анатолии от наступления сарацин.

Английская гражданская война

Шла между роялистами и парламентариями. В результате победы войск парламента Англия перешла от абсолютной к республиканской монархии.

Террейн

это мини-декорации для стола - окопы, изгороди, дома, и другие элементы местности, которые могут встретиться на настоящем поле боя.

Великая Отечественная война

Противостояние между нацистской Германией и Советским Союзом, решающая битва Второй Мировой войны.

Советский коллекционер

П. Космолинский А. Таланов 
«Советский коллекционер» № 27 1989 год.

Кто из нас в детстве не мечтал перенестись на Чудское озеро или Полтавское поле, на Малахов курган или в Бородино? Кто хоть на миг не представлял себя на месте Александра Невского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, ведущих в наступление храбрых воинов, обращая врага в бегство? Детство прошло, но и сейчас многие в душе остаются мальчишками, не потому ли популярно коллекционирование фигурок солдат? 
Родословная маленького солдатика уходнт глубоко в древность. Самые старые из известных образцов солдатиков были обнаружены в гробнице принца Емсаха из 12-й династии египетских фараонов, живших около 2 тысяч лет до н.э. Две группы воинов изображали тяжелую египетскую и легкую нубийскую пехоту. Скорее всего, солдатики относились к числу предметов, которые должны были находиться с фараоном в его загробной жизни. Исследования археологов подтверждают, что подобные фигурки использовались как подношение по обетам, данным тому или иному божеству, а также как декоративные элементы интерьеров жилищ египтян. Функции игрушек или фишек для военных игр солдатики получили уже во времена Римской империи, но большого распространения еще не имели. 

В обозримом прошлом военно-исторические миниатюры появились в XV в., когда средневековые мастера начали создавать фигурки рыцарей в полном боевом облачении с тщательной проработкой деталей «турнирных бойцов». Ко второй половине XVII в. фигурки воинов, в основном из серебра, стали привычными игрушками детей аристократов. Использовались они полководцами того времени для моделирования тактических приемов, построений, передвижений войск. Французский король Людовик XIV обладал наиболее известной в свое время коллекцией серебряных фигурок, начало которой было положено еще Марией Медичи. В XVIII в. появились две предпосылки для развития военно-исторической миниатюры: стали использоваться для ее изготовления более дешевые материалы - сплавы на основе олова с добавлением свинца, сурьмы, меди и, что немаловажно, вводилась униформа для европейских армий. 
Раньше всех на эти новшества отреагировали немецкие мастера. Местом рождения оловянного солдатика как демократичной, массовой и популярной игрушки стал Нюрнберг, а «отцом» его - мастер Хильперт, поставивший производство фигурок на промышленную основу. Нюрнбергская фигурка была высотой всего несколько миллиметров, плоская, но с достаточно различимым рельефом с обеих сторон. За короткое время многие мастерские города овладели методами изготовления солдатиков, частичной их раскраски в соответствии с униформой как германских, так и зарубежных армий. 
Оловянные войска «зашагали» по всей Европе. Этому способствовало и оформление наборов от 20 до 150 фигурок, заключенных в красивые коробки, напоминающие шахматные, и широкий ассортимент, позволявший имитировать наиболее известные сражения мировой военной истории. Расцветом, «золотым веком» нюрнбергской фигурки считается период 1830-1890 гг. К нему относятся работы известного мастера Генрихсена, которому удалось достичь договоренности со всеми другими производителями солдатиков о размере выпускаемых фигур (32 мм пешая и 42 мм конная). 
В 1789 г. парижский мастер Люкотт изготовил солдатиков, одетых в форму французской армии, в виде объемных фигур, но сложность их изготовления долгое время не позволяла наладить серийное производство. Поэтому объемная фигурка прошла через промежуточный этап - полуобъемной фигуры в развитие нюрнбергской плоской и получила широкое распространение в конце XIX -начале XX вв. Некоторый спад интереса к себе солдатик испытал в период между двумя мировыми войнами, когда мир увлекся новыми электрифицированными и механическими игрушками. 

Но в конце 30-х годов отметился новый рост популярности «оловянных бойцов» ,продолжающийся и поныне. Этому способствовали развитие технологии их изготовления и применения новых материалов как для собственно фигур, так и для их форм. Всемирную известность завоевали изделия крупных международных фирм Миньо, Эйрфикс, Бритэн и др., работы которых стали непременной принадлежностьюсобраний коллекционеров и музеев. Наиболее распространены фигурки высотой 50-60 мм, т. е. В масштабах 1:30 или 1:32, считающихся международным стандартом. Эти размеры в сочетании с объемностью формы позволяют достаточно полно и точно воспроизводить мелкие детали обмундирования и вооружения и даже передавать портретные черты исторических личностей. 
«Маленькие человечки» собрали под свои знамена приверженцев во многих странах. Во франции, Польше, Швеции, Чехословакии и в других странах любители объединились в общества, выпускают журналы и каталоги, сотрудничают с известными историками я художниками-баталистами. Регулярно проводятся национальные и международные выставки, привлекающие внимание специалистов и коллекционеров всего мира. В этом жанре работают и многие художники, как профессионалы, так и любители. Увлечение военно-исторической миниатюрой объясняется еще и тем, что солдатиков, а также их оружие, тачанки и т. д. можно сделать в домашних условиях. Коллекционер во многом сам создает свое собрание, изучая при этом историю родины, развивая чувство цвета, формы и композиции, постигая азы художественного литья. Особенно это относится к советским коллекционерам, работающим в условиях отсутствия качественных отечественных изделий и импорта зарубежных фигурок при постоянно растущем и вполне объяснимом интересе к истории своего государства. 

 Русская историческая фигурка берет начало из древних традиций крестьянской резьбы по дереву, а также изделий из папье-маше, которые имели очень широкое распространение. До революции выпускались и коммерческие оловянные солдатики, грубо сделанные, ярко раскрашенные, но все же передающие колорит российских войск разных эпох. 
В советское время, в 30-е годы, в Москве началось изготовление солдатиков из алюминиевых сплавов. Они были легкими и прочными, раскрашенными. Позже в Ленинграде выпустили объемные фигурки из штампованной жести, скрепленные из двух половинок, окрашенные в один цвет. 
В 50-е годы появились наборы, напоминающие довоенные - автоматчики, мотоциклисты, пулеметчики, кавалеристы. Они экспонировались на Лейпцйгской выставке игрушек в 1957 г. В начале 60-х годов в продажу поступили первые советские пластмассовые фигурки. 
К сожалению, в дальнейшем солдатики становились все менее интересными по исполнению: статичные, одноцветные, с большими искажениями пропорций и формы обмундирования, бедные по тематике. Можно выделить лишь работы московского художника Б. Д. Савельева, создавшего несколько интересных работ: «Первая конная» (Ленинград), «Древние воины» (Астрецовская фабрика), «Всадники 1812 го¬да» (завод «Малыш», Москва). Однако небрежное отношение автора к воспроизводству униформы и амуниции несколько снижает достоинства фигурок. 

Так сложилось, что советскую военно-историческую миниатюру представляют сейчас главным образом работы коллекционеров-любителей. Добрую память о себе оставили ленинградцы М. В. Люшковский и А. И. Любимов. В коллекции первого насчитывалось свыше 50 тысяч фигурок всех времен и государств, второго- более 20 тысяч. Замечательные миниатюрные произведения почти 50 лет выходили из рук Л. Л. Майдановича-жителя Загорска, Эти коллекционеры, начавшие свою деятельность еще в первые годы советской власти, уже ушли от нас, а их коллекции стали основой крупнейшего в СССР собрания военно-исторической миниатюры музея А. В. Суворова в Ленинграде. 
В Москве с 1982 года успешно и плодотворно работает крупное объединение энтузнастов - любителей русской военной истории, насчитывающей более 300 человек - Комиссия по памятникам русской военной истории при Военно-исторической комиссии (ВИК) секции исторических памятников Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Наряду с вопросами общей военной истории Комиссия активно занимается проблемами униформологии, вексилологии и военно-исторической миниатюры. Работы ее членов экспонировались на различных выставках у нас в стране и за рубежом. Военно-историческая комиссия поддерживает постоянную связь с любителями более чем из 100 городов нашей страны, а в нескольких городах существуют ее филиалы. Занятия военно-исторической миниатюрой неизбежно приводят к тщательному изучению униформы, военной истории, знакомству с наиболее значимыми событиями из прошлого Родины. 

Создание и коллекционирование военно-исторической миниатюры, знакомство с вопросами униформологии и русской военной истории переросли у многих людей из простого увлечения в важную и интересную форму общественной деятельности. 
Коллекционирование военно-исторической миниатюры развивается по четырем основным направлениям и подчиняется определённым правилам. Правда, здесь и деление, и правила носят более условный характер и допускают большую свободу действий, чем другие виды коллекционирования. Единственное правило, выполнение которого является обязательным для всех, - абсолютная историческая достоверность представляемого материала. В ряде случаев, когда по объективным причинам эта достоверность может быть поставлена под сомнение, материал снабжается соответствующим комментарием. 
Коллекции первого вида формируются из отдельных фигур, отражающих в совокупности историю развития военного костюма, снаряжения, вооружения или изменения мундира отдельного полка или рода войск и т. д. Это может быть и «горизонтальный временной срез», показывающий особенности определенной эпохи, В таких коллекциях целью показа является именно мундир, внимание на динамичность фигурок обращается меньше. Поза выявляет все детали униформы. Иначе говоря, применяется униформологический подход к составлению коллекции. Как правило в этих коллекциях - объемные металлические фигурки, выполненные в масштабе 1 :30. Очень хорошо, когда логически законченный ряд фигур размещается на отдельной полке или витрине и снабжается соответствующей аннотацией. 
К коллекциям второго вида относятся композиции из нескольких фигур, изображающие жанровые сценки, эпизоды военного быта, фрагменты боя. Здесь в основном тоже используют объемные фигуры общепринятого масштаба 1 :30. Композиции сложнее в исполнении, но имеют больший зрелищный эффект. Униформология уже вторична, хотя точность соблюдения исторической правды немаловажна и здесь. Допускается изображение фигурок в неполном мундире, предпочтение отдается «жизненности» костюма, учитываются случайности походной и боевой жизни, влияющие на обмундирование и амуницию солдат: например, оборванные, покрытые пылью мундиры, заплаты на локтях и коленях, забрызганные грязью сапоги, бинтованные раны и т. п. Динамичности таких фигурок отдается явное предпочтение. С первого взгляда должно чувствоваться единство композиционного и художественного решения. Группа должна выражать определенную идею, быть хорошо скомпонованной, с исторической и военной достоверностью, особенно, когда изображается ситуация, определяемая уставом - подготовка орудия к бою, разворачивающийся для атаки эскадрон, парадный строй полкового оркестра. Могут исполь¬зоваться для антуража и дополнительные элементы, усиливающие художественное восприятие сценки: сломанное колесо на обочине дороги, собачонка, прибившаяся к солдатам на марше, сброшенные на землю мундиры «номеров» разгоряченного боем орудийного расчета, подставка, имитирующая рельеф и выполненная из грунта, мха, дерева, камней... Здесь же появляются орудия, повозки, походные шатры, коновязи, верстовые столбы, караульные будки. Все это придает композиции особый колорит. 
Третий вид коллекций в нашей стране распространен несколько меньше, так как к нему относятся многофигурные композицнн и диорамы, изображающие осады городов, сражения, парады и т. п. с участием от нескольких сотен до десятков тысяч плоских фигурок небольшого размера. 
 Например при съемках советского фильма «Война и мир» его создателями использовалась для полного представления о Бородинском сражении коллекция упоминавшегося выше М. В. Люшковского, так как в ней был и представлены все полки обеих армий.Большое количество фигур отнюдь не подразумевает небрежности в их подборе и использовании - все требования к исторической точности остаются неизменными. Многотысячные 
«армии» солдатиков часто используются музеями в диорамах для наглядного показа тактических построений войск, планов сражений, самих битв, больших парадов (Артилерийский музей и музей а. В. Суворова в Ленинграде, музей Полтавской битвы, Бородинский военно-исторический музей-заповедник). 
В четвертый вид можно выделить коллекции фигур уникальных, выполненных не путем литья, а индивидуальным вылепливанием их из пластиков (модурит, зуралин) с дальнейшим отверждением (полимеризацией) и росписью, вырезанных из дерева, склеенных из бумаги или изготовленных из других материалов. Чаще всего эти фигурки бывают больших масштабов, например 1:13, 1:12, 1:10 и др. 
Как уже говорилось, деление коллекций на виды весьма условно и часто все они мирно уживаются в одном доме, что можно увидеть, например, в квартире московского коллекционера С. А. Корнилова. Ведь главным все-таки остается любовь автора к истории родной армии, ее славному боевому прошлому. 
Как и любой другой вид коллекционирования, военно-историческая миниатюра требует глубокого понимания и знания предмета, всестороннего изучения всех аспектов темы, неустанного поиска и анализа атериалов. Поскольку здесь собственно коллекционирование и изготовление фрагментов коллекции идут вместе, круг необходимых источников становится все шире. Для изготовления фигур требуются атласы, книги по пластической анатомии человека и лошади, справочники по истории униформы, оружия, наградных систем, старинные воинские уставы. 
Без специальной справочной литературы не создать ни отдельной фигуры, ни грамотно построенной композиции. В качестве исходного материала по истории русской армии наиболее подходящим является «Историческое описание одежды и вооружения россий¬ских войск» под редакцией А. В. Висковатова (изд. 2-е, ч. 1-19, Спб. 1899-1902 гг.); (т. 20-34, Новосибирск, Ленинград, 1944-1948 гг.). Кроме этого фундаментального труда в работе помогут издания по истории полков русской армии, старые книги по истории армий и войн, открытки, фотографии, журналы, гравюры и т. д. и т. п. В последнее время в периодической печати появился ряд публикаций, посвященных конкретным вопросам униформы и вооружения. В частности, коллекционеры могут познакомиться со следующими изданиями: 
«Вокруг света», № 1,5 (1975); 1,4 (1976); 1 (1977); 6 (1979); 
«Декоративное искусство СССР», № 10 (1981); 
«Знание-сила», № 9 (1979); 
«Искусство и быт» (Таллинн), № 1 (1982); 
«Коневодство и конный спорт» - 28 статей в журналах 1981-1984 гг.; 
«Наука и жизнь», № 10 (1979); 8 (1983); 7, 10 (1984); 3 (1985); «Советский музей», № 4, 5, 6 (1985); 1,2 (1986); 
«Сценическая техника и технология» № 2 (1963); 3, 5, 6 (1964); 1, 5, 6 (1970); 2 (1973); 2 (1974); 5 (1976); 1, 3 (1977); 2 (1978); 3, 6 (1979); 1, 2, 3, 5, 6 (1980); 3, 6 (1981); 1,2,3 (1982); 2 (1983); 1,2,3,6 (1985); 
«Техника - молодежи», № 9, 12 (1985); 7 (1986) 
«Юный техник», № 2 (1969); 
«Юный художник», № 2 (1984); 2, 12 (1985). 
Кроме того. Военно-историческая комиссия Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры также постоянно готовит серию рукописных материалов, в помощь коллекционерам по различным темам, например: «Чертежи полупудового единорога образца 1805 года», «Чертежи тачанки», «Армейские уланы, 1801-1825 гг.», «Гусары герцогства Варшавского», «Итальянские якобинские республики. Формы обмундирования» и др. Эти материалы пока не нашли своего издателя, и их использование ограничивается сферой деятельности ВИК. 
К сожалению, ко многим современным изданиям с информацией по униформе следует относиться с большой осторожностью. Так, разошедшиеся большими тиражами три серии открыток художника В. Семенова: «Русские доспехи X-XVII веков», «Русский военный мундир XVIII века» я «Русский военный мундир XIX века» изобилуют неточностями. Об иллюстрациях, а зачастую и о текстах художественных произведений вообще говорить не приходится и не следует в отношении униформологии воспринимать их серьезно. 
Кроме печатных источников очень полезно обращаться к натуре. Музейные экспонаты дадут полное представление о том, как выглядит определенный мундир, седло, пистолет или палаш. Но нередко и в музеях встречается неверная или неточная, расплывчатая атрибуция предметов, поэтому полученную информацию все же следует перепроверять. Очень много для правильного восприятия получаемой информации дает и общение люден с одинаковыми интересами, при котором неизмеримо повышается качество знания. 
Теперь собственно о фигурках. В нашей стране было выпущено довольно много различных серий солдатиков. Общего каталога на эти выпуски не существует, и мы приводим таблицу их довоенных выпусков (литье из алюминиевых сплавов), составленную по различным источникам, главным образом, на основе частных коллекций. Конечно, она не содержит полной информации, но может послужить отправной точкой для коллекционеров фигурок, выпускаемых промышленностью СССР. 

 КАК ИЗГОТОВИТЬ ГИПСОВУЮ ФОРМУ

Из готовых фигурок очень трудно, даже почти невозможно составить большое интересное собрание в соответствии с требованиями к коллекции, изложенными выше. Кроме того, качество современных наборов солдатиков ниже всякой критики. Но все-таки часть из них может принести ощутимую пользу как исходный материал, для самостоятельного изготовления фигур. Изготовление фигур для коллекционера является, в принципе, достаточно простым, не требующим каких-то особых условий. Все производство осуществляется на дому из обычных материалов путем примитивного литья оловянно-свинцового сплава в гипсовые или алебастровые формы. За достаточно короткое время приобретается необходимый навык в работе, появляется инструментарий и коллекция бурно разрастается, принося радость ее владельцу-создателю и окружающим. 
Рассмотрим основные способы получения фигурок Чтобы изготовить гипсовую форму объемной фигуры, надо сделать ее пластилиновую или восковую модель. Поскольку в домашних условиях чаще применяют пластилин как более доступный материал, в дальнейшем будем ориентироваться на него. По эскизу изготавливают проволочный каркас, напоминающий скелет. Для каркаса годиться медная проволока диаметром1,0 - 1,5 мм, но лучше алюминиевая. Каркас необходим для того, чтобы пластилиновая фигурка во время работы над ней или при снятии с нее гипсовой формы не деформировалась. Всевозможные детали одежды, складки и т. д. Исполняются с помощью тонких стеков, изготовленных из спиц или проволоки, годиться и зубоврачебный инструмент. Для контроля размеров надо использовать измеритель, постоянно сравнивая фигурку с эскизом. Самостоятельное вылепливание модели требует навыков. Поэтому советуем использовать метод, заключающийся в следующем: берется готовая, выпущенная промышленностью или другим автором фигурка, снимается с нее копия, затем на копии штихелями срезается вся одежда и «обнаженная» фигурка «одевается» в новый мундир - пластилиновый. Этот способ доступен практически каждому. 
Для изготовления модели следует пользоваться твердым архитектурным или скульптурным пластилином. Готовую модель перед снятием с нее формы надо поместить минут на 30 в холодильник. Пластилин должен сильно затвердеть. 
Форма должна быть многоразового использования, для чего ее делают разъемной, состоящей из отдельных кусков. На модели надо наметить швы будущих разъемов форм и по ним мягким детским пластилином очень аккуратно и точно вылепливается площадка - основа первого куска формы. К площадке достраиваются бортики и в получившуюся ванночку-опоку наливается разведенный гипс. Гипс заводится (приготавливается) в резиновой «гипсовке» - посуде, сделанной из срезанного на 1/3 резинового детского мячика или медицинской спринцовки. В налитую воду (не более 2/5 объема гипсовки) засыпается гипс так, чтобы его вершина выступала над поверхностью воды маленькой горкой. Тщательно все перемешивается, до получения однородной массы, без комков. Гипс должен напоминать жидкую сметану. Для изготовления литейной формы вполне пригодны любые марки гипса, включая и алебастр. Через полчаса, когда гипс «схватится», мягкий пластилин аккуратно, чтобы не повредить модель, убирают, а полученную часть формы с моделью вновь помещают ненадолго в холодильник, так как гипс при затвердевании разогревается и модель размягчается. Далее вновь повторяется процесс вылепливания ванночки-опоки для второго куска формы, но на этот раз одной из ее сторон или частью площадки будет один из краев первого гипсового куска формы. Это необходимо для того, чтобы в готовой форме все отдельные куски точно сопрягались между собой, что предотвратит утечку расплавленного металла при заливке его в форму. Чтобы избежать «сращивания» двух гипсовых частей, следует на соприкасающиеся гипсовые поверхности нанести кисточкой разделительную смазку из мыльной пены, вазелина или растительного масла. Все эти операции проводят столько раз, сколько кусков формы задумано. Оптимальное их число от двух до пяти, но при большой сложности модели их бывает и до полутора десятков. Сложность возникает, главным образом, из-за оружия и снаряжения, находящегося на фигурке. Чтобы упростить модель, эти детали делаются отдельно и за тем перед росписью готовой фигуры припаиваются на место. Формы для конных фигур надо делать отдельно для всадника и лошади, так как отлить их вместе практически невозможно. 
Заливать металл в форму удобнее всего через ноги или подставку фигуры, для чего вся гипсовая форма с этой стороны делается на несколько сантиметров длиннее самой модели. В удлинении прорезается желоб диаметром 4-6 мм к одной ноге для заливки металла и второй такой же желоб к другой ноге для выхода воздуха (литник и выпор). Кроме того, необходимо сделать тонкие каналы-выпоры диаметром 0,75-1,2 мм от выступающих частей модели (например, рук) к краям формы, чтобы запирающиеся в них при заливке металла воздух и газы имели выход наружу. Вообще изготовление формы пластилиновой модели требует сноровки и поэтому стоит сначала потренироваться на готовых фигурках, на которых можно проработать логику разделения формы на части, технологию работы и которую не так легко испортить, как пластилиновую модель. Готовые части гипсовой формы просушивают или на батарее отопления, или в духовом шкафу при температуре не выше 150 "С в течение 2-3 часов (на батарее -7-10 часов) до полного высыхания. Из формы должна полностью удаляться влага, иначе при заливке металла вода, испаряясь, может разорвать форму. 
Готовность формы проверяют, простукивая ее ногтем - гипс должен издавать звонкий, «сухой» звук. После просушки штихелями дорабатываются в форме мелкие детали фигуры - пуговицы, пряжки, фактура меха и пр., так как они могли затереться при заливке модели гипсом, а прорезка их в готовой отливке сложнее и не всегда возможна. Далее части формы собираются в единое целое и скрепляются мягкой проволокой. Форма готова к заливке металла. 
Чистое олово для литья не годиться, несмотря на низкую температуру плавления (232º С), ковкость и пр., так как дает массу раковин и фигурки из него хрупкие и непластичные. Состав сплава всегда был главным секретом мастеров оловянного литья. Как правило, для работы применяется сплав олова и свинца в соотношении 60 : 40. Но возможны и другие варианты, в частности использование выпускаемых промышленностью припоев для электромонтажных работ ПОС-40, ПОС-60. При большом количестве свинца в сплаве появляется опасность того, что тонкие детали фигур не полностью отольются, так как металл застынет, не успев заполнить все пустоты формы. Кроме того, фигурка может получиться слишком мягкой и у нее будут «подгибаться ноги». Поэтому неплохо добавить для разжижения сплава сурьму или висмут (последний можно срезать с цоколей перегоревших электролампочек), но не более 40%. Внутренние полости формы полезно закоптить на пламени свечи или присыпать слегка тальком (или детской присыпкой, которая продается в любой аптеке). Это увеличит срок ее использования. При правильном обращении форма может существовать долго. Хранить ее надо в сухом теплом месте, перед заливкой металлом полезно прогревать до 70-80º С. Тогда форма выдержить 10-15 заливок, а при удаче и больше. Металл заливается в форму тонкой непрерывной струей. Разбирать форму во избежание ожогов следует только после полного остывания металла, т. е. Через 20-30 минут. При работах с расплавленным металлом, следует соблюдать осторожность. 
Полученная отливка-полуфабрикат требует дальнейшей обработки. Надо убрать многочисленные швы - облой, ножом и штихелями подчеркнуть шнуры, кисти, погоны, перевязи и т. д. - сплав обрабатывается легко. В ряде случаев, особенно при литье массивных лошадей, не удается избежать появления в отливке металлов раковин, провалов, вызванных усадкой металла. Они заделываются шпаклевкой на эпоксидной или нитрооснове с последующей зачисткой мелкой шкуркой. Из отливок от одной формы можно получать разные варианты фигурок путем сгибания их рук и ног, вводя различное вооружение, заменяя головные уборы и т. д. Оружие - пики, шпаги, древки знамен и прочее можно сделать нз тонкой проволоки. 
После того как фигурка обработана, склеена и спаяна, можно приступать к ее росписи - самому сложному, но и самому увлекательному этапу работы. Фигура закрепляется на каком-либо постаменте, чтобы не прикасаться к ней во время работы. Для росписи используются обычные художественные масляные краски или темпера, которую обязательно закрепляют лаком, Чтобы они крепче держались на металле, фигурку надо предварительно загрунтовать, В качестве грунта наносится тонкий слой олифы, после ее высыхания фигуру покрывают вторым слоем, для чего надо обязательно использовать разбавители. Бесцветные лаки придадут затем металлическим и кожаным элементам присущий им блеск. Технология изготовления плоской фигуры существенно отличается от вышеописанной. Для изготовления формы плоской фигурки нужно приготовить две гипсовые пластины толщиной 15-20 мм одинакового размера. Рабочие поверхности пластин должны быть идеально ровными, для чего их лучше делать на стекле, вылепив на нем из пластилина рамку (три стороны из пластилина, а четвертая -линейка: один из торцов должен быть ровным). Через 2-3 суток после полного высыхания (пользоваться батареей или духовкой нежелательно -пластины могут деформироваться) пластины плотно подгоняют друг к другу. В верхней пластине просверливают два сквозных отверстия, а на нижней делают под ними два конусообразных углубления диаметром около 10 мм. Затем пластины складывают вместе и в отверстия заливают расплавленный металл. Застыв он зафиксирует обе половинки формы. 
Рисунок с эскиза переводят на одну из пластин так, чтобы подставка приходилась на торец, сделанный по линейке. Изображение переносят в зеркальном виде, процарапывая острой гравировальной иглой. После этого начинается работа над рельефом. Штихелями сперва выбирают плоские места, затем по порядку вырезают в гипсе все детали фигуры, а также пояс, сапоги, шляпу, оружие, сумку, кружева. 
В процессе гравирования форму постоянно сравнивают с рисунком. Размеры уточняют измерителем. Пробные оттиски на пластилине позволяют судить о ходе работы, показывают, как будет выглядеть фигурка. Глубина рельефа одной половины формы не должна превышать 1-1,5 мм. 
Когда первая половина формы готова (подставку делают позже), ее не затронутые иглой поля коптят до тех пор, пока они не почернеют. При совмещении обеих пластин на второй половине формы отпечатаются точные очертания фигуры, которые лишь остается прочертить на гипсе гравировальной иглой. Затем штихелем выбирается рельеф. 
Подставку гравируют в ровном торце после соединения обеих половин формы. К подставке прорезают литник, по которому металл потечет в пустоты формы. К торцу со стороны литника и подставки резинкой или проволокой прикрепляется линейка, обернутая для плотного прилегания в 2-3 слоя газетной бумаги. Линейка составляет третью часть литейной формы. 
От длины и ширины литника зависит давление, под которым жидкий металл будет вытеснять из формы воздух, и скорость, с которой онзаполнит все части формы. Для выхода воздуха нужно сделать выпоры, иначе в отливке возникнут раковины и дыры. Выпоры процарапывают от внешних контуров фигурки до края формы. Когда форма готова, можно приступать к литью. Как уже говорилось выше, перед литьем полости формы следует или закоптить, или пересыпать тальком. Эта процедура преследует двойную цель: как хороший теплоизолятор она не дает быстро остыть металлу и в то же время предохраняет от перегрева форму. При правильной эксплуатации формы можно получить 60 - 80 отливок. 
Со временем приходят навыки изготовления самых различных фигур, пушек, рельефа местности и любых других фрагментов вашей коллекции Удивительный мир создания и коллекционирования военно-исторической миниатюры открыт перед вами. Пусть вас вдохновляет и то, что многие выдающиеся люди прошлого имели то же увлечение. Известна любовь к солдатикам Суворова. Наполеон всюду возил с собой несколько десятков великолепно выполненных фигурок. Собирали солдатиков Гете, Стивенсон, Франс, Уэллс, Андерсен. Уинстон Черчилль утверждал, что в своей карьере многим он обязан солдатикам. Может в этом и есть доля правды.