Кавказская война

Военные действия 1817-1864 годов, связанные с присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Английская гражданская война

Шла между роялистами и парламентариями. В результате победы войск парламента Англия перешла от абсолютной к республиканской монархии.

Гражданская война в Америке

Эта война шла в 1861 - 1865 годах между штатами Юга, вышедшими из Союза, и штатами Севера, сохранившими верность Союзу.

Террейн

это мини-декорации для стола - окопы, изгороди, дома, и другие элементы местности, которые могут встретиться на настоящем поле боя.

Великая Отечественная война

Противостояние между нацистской Германией и Советским Союзом, решающая битва Второй Мировой войны.

Первый крестовый поход

Поход был совершен европейским воинством в 1096-1099 годах с целью помощи христианам Анатолии от наступления сарацин.

СОЛДАТЫ ГОР. ВОЙСКО ГОРЦЕВ ВРЕМЕН ИМАМА ШАМИЛЯ В 1830 - 1860 гг. Журнал "Воин", № 13-14/2003 Автор публикации: В.В. Стецов.

Изобилующая яркими эпизодами эпопея кавказских войн, сложные перипетии борьбы горских народов за свою свободу и независимость с давних пор привлекали внимание. Что это была за война, какие события произошли в эти годы, современный читатель почти не знает. Этому есть объяснения - идеологические шоры прежней власти, старающейся затушевать "невыгодные" факты истории России. Но ещё меньше мы знаем, как выглядели люди той войны, находившиеся по разные стороны фронта. А ведь изложение военных действий воюющих народов может быть понятно только тогда, когда известны современные им материальные и нравственные средства, которыми могли располагать оба противника. Изучение этой стороны войны должно предшествовать рассмотрению военных действий. Эта статья посвящена военной организации горских народов Северного Кавказа 1830-1860-х гг. Только ознакомившись с военным бытом горского населения можно указать на причины, вызвавшие какое-либо историческое событие или распоряжение. При изложении истории Кавказской войны более чем где-либо, необходимо знакомство с военной системой горцев. Именно особенности военного быта вызывали и особенный характер военных действий на Кавказе. Тот образ войны, который был удобоприменим на правом фланге Кавказской линии (на Кубани и Лабе) и в Чечне, не мог считаться хорошим в Дагестане или на Лезгинской Линии.

Народы. Переходя к изложению темы, следует предварительно напомнить места расселения северо-кавказских народов того периода. В северо-западной части Кавказского хребта, по обоим склонам располагались народы адыге или иначе, черкесы. По побережью Чёрного моря селились убыхи. Центральную часть Кавказа занимали кабардинцы. Несколько южнее кабардинцев расселялись балкарцы и осетины. Восточнее осетин по реке Сунже и Сулакском хребте жили чеченцы. В низовьях Терека и Сулака поселились кумыки. Большую часть Дагестана, за исключением его прибрежной части, населяли народы, принадлежавшие к аварцам (или лезгины, как их называли современники). В прибрежной полосе население было смешанным - аварцы, татары (азербайджанцы), турки, персы и т. д. В самый разгар борьбы горцев против царской России на территории Чечни и Дагестана возникло теократическое государство, которое возглавил имам Шамиль и получившее, поэтому, название имамата. Шамиль принял звание «имам-уль-азам» - великий имам, глава веры, а впоследствии главы правоверных, объявил себя поборником шариата и главой мюридизма. По определению самого Шамиля, имамат занимал территорию, включавшую южные части Чечни и северные районы Дагестана (без Кумыкии). Государство было разделено на наибства. Количество наибств часто менялось, но их было не менее 30. По свидетельству князя Орбелиани "под властью Шамиля состоит ныне 100-150 тысяч дворов покорных ему жителей".

Не горские народы. Все признавали власть Шамиля - особенно те, которые находились на Западном Кавказе. Но интересы борьбы против общего противника заставляли их время от времени объединять военные усилия. Прочность этих объединений зависела от степени удач и неудач военных предприятий имама. Значительные успехи Шамиля были обусловлены несколькими причинами, и прежде всего личными качествами. Не имевший военного образования, он, в то же время, обладал большим умом, военными наклонностями и в высшей степени энергичным характером. Не раз выражение этих личных качеств имама ставило в крайне затруднительное положение опытных военачальников. Наиболее характерный пример - его искусные, энергичные и решительные действия в 1843 г. Шамиль не упустил благоприятного шанса и мгновенно решился вырвать Аварию из русских рук. Отдельные и разбросанные укрепления не смогли противостоять крупным силам. Царские генералы пренебрегли военным принципом - "кто хочет прикрыть всё - не прикроет ничего".

Первые успехи горцев под руководством Шамиля увеличили силы ополченцев в физическом и моральном планах. Отдавая должное его военным способностям, нельзя отказать ему и в организаторских. Искусно воздействуя на религиозный фанатизм и материальные интересы горцев, он сплотил и дисциплинировал свои разновидные войска и руководил ими так умело, что они сделались достойными соперниками российских солдат. Хотя Шамиль и старался придать правильную военную организацию и ввести определённую военную систему, он не вполне достиг этого .

Рассмотрим суть этих организаций. В основании военного устройства лежало поголовное вооружение всего мужского населения, обязанного нести службу. Но не в виде набора, существующего для комплектования постоянного и организованного войска, а в виде частных или общих ополчений, созываемых по мере надобности, и в таком числе, какое вызывалось необходимостью и обстоятельствами. По данным советника Шамиля, чеченца Юзуфа Гаджи в 40-х годах XIX в. численность постоянных войск в имамате доходила до тысяч человек 15, 5880 из них - конных и 8870 - пеших, всего - 14750. Сам Шамиль считал, что его военные силы в разных пунктах имамата достигали до 60 тысяч человек. В отдельных походах участвовали 10 и более тысяч воинов. Вызвать народ к такому всеобщему ополчению для Шамиля было гораздо легче, чем образовать регулярное войско. Горцы, привыкшие к свободе, трудно свыкались с идеей о подчинённости и дисциплине. Они гораздо охотнее откликались и вооружались, в случае надобности, все поголовно. Подобное вооружение считалось делом богоугодным. На этом основании и духовенство не исключалось из общего правила всеобщего вооружения, хотя оно редко воевало именно оружием. Шамиль наставлял их "сражаться языками", т. е. вдохновлять и ободрять сражающихся. Для комплектования войск Шамиль обязал каждое семейство выставлять одного вооружённого конного или пешего воина, снабжать его провиантом и исправным вооружением (винтовкой, пистолетом, шашкой и кинжалом). Иногда отдавалось приказание, чтобы выходили все жители из аулов, исключая женщин и неспособных носить оружие. За уклонение от военной обязанности (а с течением времени таких становилось всё больше) сначала наказывали трехмесячным заключением, иногда подвергали телесному наказанию, но позже все заменили денежным штрафом. К уклоняющимся селили тавлинцев (из дагестанцев) и они скоро заставляли наказанных повиноваться. Причём, всё это происходило без кровопролития. Мера штрафов оказалась весьма эффективной, так как горцы боялись разорения своего хозяйства. Итак, в основание военной организации Шамилем было положено поголовное ополчение народов гор. С этой целью все народы, признававшие власть Шамиля, были разделены на десятки, сотни, пятисотни и тысячи, или наибства. По словам самого Шамиля, все его военные силы разделялись на кавалерию "феварис" и пехоту "мешшат", в соотношении 7 к 5. Тактической единицей войска был "альф" - нечто вроде полка, состоящего из человек 1000. Каждый полк делился на два батальона или эскадрона - "хамса-миа", по 500 человек в каждом. А в батальоне было рот 5 - "миа", по 100 человек. Рота состояла из 2 взводов "хамсин", по 50 человек, а взвод из 5 капральств "амара". Сообразно с таким делением и начальники носили названия: «раисуль-альф» - командир полка, или правильнее, тысячник (все наибы считались тысячниками, но если их недоставало по числу полков, то командирами их назначались особые лица): "раису-хамса-миа »- пятисотенник" раи-суль-миа ", - сотник," раису-хамсин ", - пятидесятник," раису-амара "- десятник. Каждый из этих лиц имел особое наружное отличие, состоявшее из серебряного знака, крепящегося слева или справа над газырями черкески. Знаки тысячника и пятисотенника представляли собой серебряные пластины в виде круга, разделённого двумя кругами на три части. В первой и большей части помещалась кругом по-арабски надпись: "Если ты предаёшься войне, то малодушие - в сторону. Терпи все её невзгоды: нет смерти без назначения.». В 4-х противоположных местах второго круга по 2-м перпендикулярным диаметрам, писались первые два символа мусульманской веры: "Нет бога, кроме Аллаха, Магомет - его пророк". Наконец, в центральном круге писалось звание командира - т. е., что он тысячник или пятисотенник. На знаках остальных лиц обозначалось только одно звание. Сами знаки были: для сотника - серебряная пластина имеющая вид месяца, нижняя часть которого имела вид выгнутой линии. Для пятидесятника - треугольная пластина с тупыми выгнутыми углами, для десятника - медный, продолговатый прямоугольник, С фестонами На концах Сообразно С замыслами, сбор войск горцев назначался в наибствах причем указывалось сборное место и условия, необходимые для похода. Уведомление о сборе и вообще все приказания Шамиля передавались чрезвычайно быстро: они развозились нарочными, имевшими от имама документ, по которому им везде оказывали помощь. В случае надобности Шамиль сам рассылал своих мюридов, с приказаниями собрать войска. Наибы, получив приказ, через нижестоящих начальников доводили его до горцев. Каждый сотник вёл свою команду на назначенный сборный пункт Не допускалось смешение частей разных наибств. Отдельный начальник имел свой ​​значок, состоящий из прибитого к древку лоскута цветной материи.

Вообще каждое горское общество имело свой ​​значок. Наибы - по два. Шамиль - три. У наибов - 1-й - жёлтый. 2-й - белый с красными каймами. Знамён у Шамиля было несколько. Первое - белое полотнище из хлопчатобумажной ткани с глубоким треугольным вырезом. Второе - шёлковое зеленое полотнище с двумя глубокими вырезами, с розовыми краями. Третье-домотканое полотнище зелёного, розового, жёлтого цветов с глубоким треугольным вырезом; четвёртое - красное полотнище с белой бахромой, с небольшим треугольным вырезом, посередине - жёлтые полумесяц и пятиконечная звезда. Простое знамя - четырёхугольное, красное полотнище с белыми краями и синими уголками и жёлтым полумесяцем. У Хаджи-Мурата было четырёхугольное белое полотнище с растительным орнаментом, на углах четыре цветные полоски, а посередине три круга из цветной ткани (как знак тысячника). У наибов Даниял-бека, Бук-Магомеда, Магомы Омара и других, значок представлял собой белое хлопчатобумажное полотнище с глубоким треугольным вырезом. Однако, иногда в отряде было по несколько значков, потому, что каждый джигит, уверенный в своём военном мастерстве, мог иметь свой ​​значок. Положения относительно действий войск и их обязанностей были весьма немногочисленны и несложны. Каждый отряд должен был охранять порученное место, если это было необходимо, то защита этого участка усиливалась возведением укреплений. Наступление и отступление горцы должны делать сплошною массою, и не оставлять без защиты имама. Во время военных действий никто не имел права оставлять свой ​​пост без особого на то разрешения. Вот и все постановления - всё же остальное предоставлялось воле начальников. За малейший признак трусости, по постановлению Шамиля или наиба, на рукав черкески струсившего воина нашивался кусок войлока, который он должен был носить на себе впредь до отличия - единственного способа смыть с себя позорное пятно труса. Шамиль ввёл новую администрацию, положил начало к основанию войска, издал свод новых постановлений (военных и гражданских), известный в горах под названием "низам", т. е. постоянный, регулярный. Как мы уже говорили выше, административное деление государства Шамиля состояло из "наибств", с поставленными во главе их правителями - наибами. В лице наиба соединялись гражданская и военная власти, ему предоставлены были весьма значительные права. Позднее для наибов были составлены должностные правила. Но в основании положения о наибах лежало беспрекословное повиновение воле имама. Пост наиба могли занимать "только люди истинно храбрые и мужественные». Все они выросли из абреков, из партизан, были людьми смелыми до безрассудства, хитрыми, пользующимися авторитетом у народа и противника, но совсем неподготовленными к большой и долгой войне. Наиболее известными наибами Шамиля считались Кибит-Магома, Лабазан, Абакар-Дебир, Али-Бек, Сурхай, Магомет-Амин, и, конечно, Хаджи-Мурат, слава которого пугала самого имама. Все наибы носили на правом плече серебряные пластинки, которые служили им вместо эполет. Главнейшей, и даже, можно сказать, исключительной обязанностью наиба были дела военные. Каждый из них должен был наблюдать за границей своего участка и оберегать его от неприятельского вторжения. В пределах своего участка наиб организовывал и контролировал постройку оборонительных стен, защиту границ, пресекал неприятелю пути отступления и прочее. Хаджи-Мурат сообщал, что каждый наиб выставлял до 1000 человек, некоторые меньше, а некоторые и до 2000 года. Наибу было предоставлено всё военное управление, за исключением сложных наступательных предприятий. В каждом наибстве содержались постоянные и усиленные посты, известные под именем «ворот-гапа", наблюдавшие за границею и собиравшие сведения о неприятеле. Такие ворота были расположены вблизи мест, доступных движению русских отрядов. Наибы почти постоянно находились при своих воротах. Выезд или приезд наиба в пределах своего наибства обозначался выстрелом из орудия. Как правило, наиба сопровождало 300-400 всадников из лучших наездников. Рядом с наибом везли его значок - длинное древко с цветным полотнищем и навершнем из шара с полумесяцем. . По числу значков можно было определить численность отряда горцев.

Мюриды. Серьезной военной силой имама были мюриды. Учение мюридизма в Дагестане приняло совершенно противоположное направление, чем на мусульманском Востоке. Здесь мюриды были двух родов: мюриды тариката и мюриды наибские. Первые посвящали себя религии. Другие, более многочисленные, избрали для себя военное поприще и выполняли различные военные, административные и карательные функции. Они превратились фактически в служилую господствующую верхушку имамата. Наибским мюридом мог стать горец, достигший 15 лет. Однако, вступление в мюриды было связано с рядом условий, первым из которых была материальная обеспеченность. Это звание давалось тому, кто был лично известен наибу. От такого мюрида не требовалось ни особенной религиозности, ни глубокого познания исламской мудрости, достаточно было того, чтобы он немного разбирался в Коране, но за это требовали от него убеждения в необходимости священной войны (газавата), физической подготовки и умения владеть оружием. Более всего требовалось строгое повиновение своему наибу, как бы ни бесчеловечны и нелепы были его приказания. Всё - лошадь, оружие, одежду, деньги, мюрид получал от наиба. Служба мюридов считалась самой почетной в горах. Мюриды, особенно состоящие лично при Шамиле, одним своим видом внушали страх. Каждый вступающий в мюриды к самому Шамилю или к его приближённым, приносил присягу нa Коране. На полном иждивении самого имама было 132 мюрида, составлявших его личную дружину. Шамиль утверждал, что общее количество мюридов не превышало 400 чел., хотя на самом деле их было в несколько раз больше. Согласно имеющимся сведениям, кроме указанного числа мюридов, в личную стражу Шамиля входило и 300 беглых русских солдат. Внешними отличиями мюрида были: чалма или тюрбан на голове, крашенная хной борода треугольной формы, серебряное или медное кольцо на мизинце правой руки. Одежда мюрида была лучшего качества. Чтобы ещё более поднять мюридизм в глазах народа Шамиль установил особые правила, по которым весь народ носил чалмы, как символ мюридизма. Муллы носили зелёные чалмы, наибы - жёлтые, сотенные начальники - пёстрые, чауши (глашатые, десятники) - красные, лица, побывавшие в Мекке - коричневые (гранатовые), палачи и сборщики налогов - чёрные, все остальные, в том числе и сам Шамиль , - белые. В военных операциях мюриды всем управляли и распоряжались. Они всех ободряли и побуждали словом, силой и собственным примером. Они были упорны и храбры до исступления, но само ополчение горцев, в целом, было мало боеспособным. В жарких схватках горцев с русскими каждый пункт обороны был под наблюдением особых начальников или избранных мюридов, и все важнейшие участки поручались известным лицам, присутствие которых обозначали значками . Легче было иметь дело с несколькими тысячами ополченцев, хотя бы под предводительством самых храбрых горцев, чем атаковать несколько сот мюридов, окруживших предводителя и укрепившихся на позиции. В первом случае, одна, искусно направленная и решительная, атака обращала в бегство толпы ополченцев. Во втором же случае, когда приходилось иметь дело с одними мюридами, каждый пункт надо было брать после упорного боя, при этом огонь мюридов был убийственным. Они не просто стреляли в толпу солдат, а всегда - прицельно, наведя по несколько ружей на каждый проулок, поворот, тропинку - словом туда, где могли показаться солдаты.

Муртазеки

Для помощи наибам, только в Чечне, были учреждены муртазеки - так их называли жители, очевидно от арабского слова "муртазикат" - наёмный воин. Эти люди, полностью посвятившие себя войне, несли караульную или кордонную службу по всей границе немирной Чечни. Цель этого учреждения была двоякой. С одной стороны - привязать к себе некоторое число горцев, готовых всегда пожертвовать своей жизнью. С другой стороны - наблюдение за исполнением правил шариата в селениях, где квартировали муртазеки. В состав этого, как бы постоянного войска, выбирался из 10 семейств один всадник. Муртазеки получали жалование, содержались за счёт жителей аулов, куда их назначали. Общее их число доходило до одной тысячи человек (хотя есть и цифра до 5 тысяч). Они разделялись на десятки, сотни и пятисотни. Пятисотенными начальниками назывались почти везде наибы. Пятисотенные и сотенные начальники носили на груди медали с надписью: "нет сильнее помоши божьей". Храбрейшие из них имели на шашках кисти, вроде темляка. Десятники особого знака отличия не имели, но выбирались из более достойных воинов.
Шамиль пожелал обмундировать муртазеков. Им сшили костюмы наподобие чеченских: простые всадники должны были иметь жёлтые черкески и зелёные чалмы, их начальники - чёрные черкески и зелёные чалмы.
Муртазеки участвовали во всех стычках. И там, где их было значительное количество, военные действия отличались особым упорством.

Шамиль особенно заботился об организации кавалерии, способной к быстрым и дальним переходам, и с этой целью ввёл порядок: перед каждой военной операцией, в особенности дальней, осматривать лошадей каждого всадника. Если лошадь признавалась неспособной выдержать дальний путь, то её оставляли дома вместе со всадником. Это считалось большим стыдом и бесчестьем, и бывало крайне редко. Если горец не имел собственной хорошей лошади, то брал её напрокат у соседа, за что не платил. Готовясь к ночным операциям, горцы содержали лошадей в тёмных помещениях, чтобы они отлично видели в темноте.
Конское снаряжение состояло из седла, железных стремян, сбруи из сыромятной кожи. Кавказские сёдла были высокими, с луками, оклеенными цветным сафьяном и украшенные орнаментированными пластинками. Круглые стремена красили в красный или чёрный цвет. Конём горцы управляли без шпор, при помощи небольших хлыстов. Лучшими кавалеристами, по праву, считались кабардинцы, черкесы и закубанские ногайцы.



                                                                                                                                                                                                                                            
Имам Шамиль. Литография Ф. Тилля Имам Шамиль. Литография Ф. Тилля